ИМПЛАНТИРУЕМАЯ ПОРТ-СИСТЕМА КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ДЛИТЕЛЬНОГО ВЕНОЗНОГО ДОСТУПА

© И.В. Мыслевцев, А.Н. Андрианов, А.Ю. Заров, В.В. Воробьева, М.Ю. Шокурова, Д.С. Бурмистров, Я.Л. Красная, Г.Т. Мнацаканян, А.С. Фукалов, 2019

УДК 616-089.819.1

И.В. Мыслевцев, А.Н. Андрианов, А.Ю. Заров, В.В. Воробьева, М.Ю. Шокурова, Д.С. Бурмистров, Я.Л. Красная, Г.Т. Мнацаканян, А.С. Фукалов

АНО «Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Московской Патриархии Русской Православной Церкви», г. Москва

Мыслевцев Игорь Валерьевич ― кандидат медицинских наук, заведующий отделением дневного стационара, онколог-хирург АНО «Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Московской Патриархии Русской Православной Церкви»

119071, г. Москва, Ленинский пр., д. 27, тел. +7-926-337-95-94, e-mail: moi2003@mail.ru

SPIN COD: 3556-1761

Реферат. В статье дается комплексная оценка преимущества инфузионной терапии, у онкологических пациентов в паллиативном отделении и дневном стационаре, с установленными порт-системами отечественного производства (титановая порт-система выдерживающая высокое давление; с силиконовыми катетерами 6-7 fr, не содержащими латекса) по сравнению с центральными венозными катетерами (ЦВК) и периферическими катетерами. Результаты многих исследований показали, что химические свойства препаратов, вводимых в периферические вены напрямую влияют на развитие инфузионных осложнений. Частыми и серьезными осложнениями являются экстравазация, некроз и флебит. Как следствие этого склероз и окклюзия периферических вен верхних конечностей, что приводит к невозможности обеспечения дальнейшего венозного доступа. Риск прерывания назначенного курса лечения из-за возникновения катетер-ассоциированной инфекции и невозможности пункции вен. Этих проблем можно избежать, обеспечив пациенту безопасный центральный венозный доступ путем имплантации порт-системы

Ключевые слова: имплантируемая порт-система, венозный доступ, химиотерапия, MYPORT, российская порт-система, паллиативная помощь.

Порт-система была изобретена в США в 1988 году доктором Робертом Вудберном и запатентована им же в 1989 году. Игла Губера была изобретена в 1946 году дантистом Ральфом Губером из США для снижения болевых ощущений при пункции сосудов. Благодаря острию специальной формы иглы Губера, мембрана камеры порта не режется, а раздвигается и после удаления иглы в мембране не остается туннель, и соответственно порт служит длительное время.

Порт-система ― это небольшая камера (рис. 1), в верхней части которой расположена силиконовая мембрана, через которую иглой Губера (рис. 1) выполняется пункция для введения препарата.

Рис. 1. Игла Губера введена в камеру порта

Венозная система имплантируется подкожно, боковая часть камеры порта соединяется с катетером, а другой конец катетера устанавливается в верхнюю полую вену (рис. 1.1). Основными функциями порт-системы являются инфузии любых внутривенных препаратов, забор крови, введение парентерального питания и контрастного вещества во время КТ и МРТ-исследований.

Рис. 1.1. Порт-система, яремный доступ

Традиционно клиницисты имели концепцию ― использовать периферические вены до тех пор, пока не будут окончательно повреждены и станут не доступны. Результаты многих исследований показали, что химические свойства препаратов, вводимых в периферические вены, напрямую влияют на развитие инфузионных осложнений. Частыми и серьезными осложнениями являются экстравазация, некроз и флебит. Как следствие этого склероз и окклюзия периферических вен верхних конечностей, что приводит к невозможности обеспечения дальнейшего венозного доступа. Риск прерывания назначенного курса лечения из-за возникновения катетер ассоциированной инфекции и невозможности пункции вен. Этих проблем можно избежать, обеспечив пациенту безопасный центральный венозный доступ.

Цели и задачи статьи ― комплексная оценка преимущества инфузионной терапии, у онкологических пациентов в паллиативном отделении и дневном стационаре, с установленными порт системами отечественного производства (титановые порты выдерживающие высокое давление; с силиконовыми катетерами 6-7 fr, не содержащими латекса) по сравнению с ЦВК и периферическими катетерами.

Материал и методы

В отечественной онкологической практике, на данный момент, широко представлены имплантируемые венозные системы зарубежных производителей. В нашей работе использовались порт-системы MYPORT, которые производятся в Российской Федерации. Были выделены 3 группы, по 10 больных в каждой: первая группа ― пациенты с периферическим венозным доступом; вторая ― с центральным венозным доступом (ЦВК); третью ― составили пациенты, которым устанавливались порт-системы MYPORT. Группы оценивались по критериям: особенности установки, удобство проведения терапии, качество жизни пациентов, сложность ухода, осложнения.

Результаты

Группа с периферическими катетерами

Установку производил средний медицинский персонал, в некоторых случаях требовалось от 2-х попыток для удачной постановки. У пациентов отмечались флебиты начиная с 4-5 дня после постановки периферического катетера как в паллиативном отделении, так и при введение более 3-х дней терапии в дневном стационаре, даже при периодической смене катетера. Проведение длительной инфузии требовало постоянного контроля и вынужденного положения конечности, что ограничивало уход за этими больными.

Группа с ЦВК (подключичный катетер)

Установку производил врач-анестезиолог в условиях перевязочной. В одном случае была неудачная попытка с пункцией артерии, при повторной попытке установлен с противоположной стороны. Может быть необходимость рентген-контроля. При обслуживании отмечено меньшее количество инфекционных осложнений (однако они возрастают при использовании катетера более 1 месяца ― даже при переустановке), наличие центрального доступа значительно повысило скорость введения лекарств и мобильность пациентов при длительной инфузии.

Группа с порт системами MYPORT

Установка производилась под местной анестезией, через яремный доступ (наиболее оптимальный как нам кажется), в операционной под уз-навигацией и рентген-контролем (рис. 2-5). Осложнений не отмечено (связано с уровнем обучения персонала по работе с порт-системами), значительно расширились возможности как амбулаторного лечения, так и лечения в паллиативном отделении.

Рис. 2. Пункция правой общей яремной вены под уз-навигацией

Рис. 3. Этапы установки струны, проводника и катетера

Рис. 4. Формирование ложа под порт, соединение катетера и порт-системы

Рис. 5. Формирование ложа под порт, соединение катетера и порт-системы

Выводы

Данные порты полностью идентичны зарубежным аналогам B. Braun Medical (Франция), Bard Access Systems (США), PFM Medical cpp SA (Швейцария). Имплантируемые порт-системы MYPORT позволяют упростить процедуры проведения множественных сеансов химиотерапии, особенно цитостатическими препаратами, забора венозной крови на лабораторные исследования, существенно облегчить парентеральное питание, переливания компонентов крови, а также ряд других манипуляций, требующих длительного венозного доступа. Сложность ухода и риск осложнений ниже, чем у пациентов с ЦВК и периферическими катетерами. Осложнения могут быть только следствием несоблюдения условий стерильности и правил установки, поэтому при работе с порт-системами высочайшие требования предъявляются к гигиене и обучению медицинского персонала.

Литература

1. Woodburn R.T. Subcutaneous venous access device and needle system. USA Patent №220609. 29.08.1989.

2. Huber R.R. Hypodermic needle. USA Patent №654373. 22.10.1946.

3. Rykov M.Yu., Dzampaev A.Z., Buydenok Yu.V., Susuleva N.A., Polyakov V.G. Primenenie implantiruemykh venoznykh port-sistem v onkologii [Application of implantable venous port systems in oncology] // Onkologiya. ― 2014. ― 3 (4). ― P. 38-44.