ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОСТИ ФЕОХРОМОЦИТОМ

© Л.П. Котельникова, Г.Г. Фрейнд, А.Н. Федачук, 2019

УДК 616.452-006.488-089-037

Л.П. Котельникова1, Г.Г. Фрейнд1, А.Н. Федачук2

1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» МЗ РФ, г. Пермь

2ГБУЗ ПК «Ордена «Знак Почета» Пермская краевая клиническая больница», г. Пермь

Котельникова Людмила Павловна ― доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой хирургии с курсом сердечно-сосудистой хирургии и инвазивной кардиологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» МЗ РФ

614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, тел. +7-902-835-69-65, e-mail: splaksin@mail.ru

 

Реферат

Цель исследования ― определить чувствительность шкалы PASS для оценки потенциала злокачественности феохромоцитом.

Оперировано 46 пациентов с опухолями хромаффинной ткани. Проанализированы результаты морфологического исследования 44 феохромоцитом с оценкой потенциала их злокачественности по шкале Adrenal gland Scaled Score (PASS). В 31 препарате (70,45%) сумма баллов колебалась от 0 до трех (доброкачественные опухоли), в 13 (29,55%) ― от четырех до десяти (потенциально злокачественные опухоли). Отдаленные результаты адреналэктомии сопоставили с морфологическими заключениями. По результатам нашего исследования, морфологическая оценка по шкале PASS имеет высокую чувствительность (96,8%) при сумме баллов от 0 до трех. При более высоких баллах ее чувствительность снижается в шесть раз и достигает лишь 15,4%. В половине этих препаратов обнаружен выраженный полиморфизм опухолевых клеток, инвазия опухолевых клеток в сосуды и капсулу, их диффузный рост и крупные гнезда. Пятилетняя выживаемость в среднем составила 87,1%. После адреналэктомии по поводу феохромоцитомы с индексом по шкале PASS от 0 до 3 ― 96,2%, при наличии опухоли с индексом от 4 до 10 ― 80%. Пятилетняя выживаемость достоверно не зависела от суммы баллов по шкале PASS.

Ключевые слова: феохромоцитома, адреналэктомия, морфология, критерии злокачественности, отдаленные результаты.

Введение

Количество феохромоцитом с высоким потенциалом злокачественности надпочечников колеблется от 0,5 до 40%, в среднем составляя 10%, а среди параганглиом достигает 50%, что связано с применением различных критериев оценки их морфологической структуры [1-4]. Достоверным признаком злокачественного характера феохромоцитомы служит наличие метастазов в тех анатомических областях, в которых в норме не выявляется хромаффинная ткань, что также указывает на позднюю стадию заболевания.

Для морфологической оценки злокачественного потенциала феохромоцитом используют две шкалы: PASS (Adrenal gland Scaled Score) и GAPP (Grading system for adrenal pheochorocytoma and paraganglioma). Первая была предложена в 2002 году L. Thompson и характеризует потенциал злокачественности феохромоцитом, вторая ― N. Kimura и соавт (2014), позволяет оценить все опухоли хромаффинной ткани (ОХТ) [4, 5]. Три балла по шкале PASS и менее соответствует доброкачественной феохромоцитоме, 4 и более ― потенциально злокачественной [4]. Ромащенко П.Н. и соавт (2007 г.) охарактеризовали феохромоцитомы при сумме баллов от 4 до 8 как пограничные с биологическим потенциалом малигнизации и более 8 баллов ― с высоким потенциалом злокачественности [6, 7]. Определение потенциала злокачественности ОХТ по предложенным шкалам позволяет определить риск диссеминации, прогнозировать отдаленные результаты. На основании мета-анализа, проведенного в 2019 году, установлено, что низкие баллы по шкале PASS достоверно соответствуют доброкачественным опухолям, а высокие (более 4) ― дают недостаточно информации о возможности метастазирования в отдаленном периоде [3]. Для повышения достоверности морфологической оценки ОХТ используют иммуногистохимические исследования, которые позволяют более точно определить злокачественный потенциал опухоли [1-4, 7, 8].

Цель исследования ― определить чувствительность шкалы PASS для оценки потенциала злокачественности феохромоцитом.

Материал и методы

В период с 2011 года по июнь 2019 года в Пермской краевой клинической больнице (ПККБ) оперировано 22 пациента по поводу ОХТ. В связи с редкостью патологии в исследование включены также 24 пациента с ОХТ, которые находились на лечении в ПККБ с 2000 по 2010 гг. Ретроспективно были изучены особенности клиники, лабораторной и топической диагностики ОХТ. После предоперационной подготовки все больные были оперированы: 31 пациенту была выполнена «открытая» адреналэктомия, 15 ― лапароскопическая. После хирургического вмешательства на базе патоморфологического отделения ГУЗ ПККБ проведены морфологические исследования удаленных феохромоцитом. Микропрепараты изготавливали по общепринятой методике, срезы окрашивали гематоксилином и эозином. При определении степени злокачественности учитывали клинико-морфологические критерии шкалы PASS. Препараты оценивали по 12 критериям:

1. Крупные гнезда или диффузный рост клеток ― 2 балла;

2. Центральные или обширные очаги некроза ― 2 балла;

3. Высокая клеточность ― 2 балла;

4. Мономорфизм клеток ― 2 балла;

5. Веретенообразные клетки ― 2 балла;

6. Фигуры митоза (>3 на 10 полей зрения) ― 2 балла;

7. Атипические фигуры митоза ― 2 балла;

8. Прорастание в жировую ткань ― 2 балла;

9. Инвазия сосудов ― 1 балл;

10. Инвазия капсулы ― 1 балл;

11. Выраженный клеточный полиморфизм ― 1 балл;

12. Ядерная гиперхромия ― 1 балл.

Максимальное количество баллов по шкале PASS составляет 20.

При сумме баллов от 0 до 3 считали, что опухоль обладала низким потенциалом злокачественности; 4 и более баллов ― высоким.

Проведено морфологическое исследование 46 удаленных ОХТ, из них 44 ― феохромоцитомы, две ― парагангиомы. Восемь препаратов были ретроспективно пересмотрены с учетом шкалы PASS, т.к. пациенты были оперированы в период с 2000 по 2007 гг. Три препарата пересмотреть не удалось по техническим причинам, использованы ранее полученные заключения о доброкачественном характере феохромоцитомы.

Изучены отдаленные результаты хирургического лечения феохромоцитом, учитывая продолжительность жизни пациентов в зависимости от количества баллов по шкале PASS. На основании полученных данных определили чувствительность шкалы PASS в оценке потенциала злокачественности феохромоцитом.

Проведение исследования одобрено комитетом по этике Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера и соответствует Хельсинкской декларации 1975 г.

Анализ полученных результатов проводили с помощью стандартных прикладных компьютерных программ Statistica for Windows 6.0. Взаимосвязь между отдельными парами признаков и степень ее выраженности устанавливали с помощью однофакторного корреляционного анализа, вычисляли коэффициент корреляции (r) Спирмена, а также уровень его значимости. Пороговый уровень статистической значимости (p) принят 0,05.

Результаты

При морфологическом исследовании 44 ОХТ количество баллов по шкале PASS колебалось от 0 до 10: в 31 препарате (70,45%) ― от 0 до трех, в 13 (29,55%) ― от четырех до десяти (табл. 1).

Таблица 1. Результаты оценки по шкале PASS (при количестве баллов от 4 до 10)

Возраст

больных

Количество балов

по шкале PASS

Критерии оценки гистологических признаков феохромоцитом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

50

4

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

38

4

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

40

5

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

+

 

58

4

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

56

5

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

62

5

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

57

5

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

62

5

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

+

27

6

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

+

57

7

+

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

28

7

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

59

9

 

+

+

 

+

 

 

 

+

+

+

 

56

10

 

 

+

+

 

+

 

+

+

+

 

 

Частота встречае-мости

признака

 

6

3

4

3

1

3

4

3

6

6

7

4

 
 
 

В 13 препаратах (PASS от 4 до 10 баллов) были обнаружены все морфологические признаки злокачественности с разной частотой встречаемости. Более чем в половине случаев был обнаружен выраженный полиморфизм опухолевых клеток (53,8%) (рис. 1, 2, 6).

Рис. 1. Выраженный клеточный полиморфизм, с формированием «клеток-монстров», наличие многоядерных клеток. Окраска гемм. и эоз. x400

               

Рис. 2. Полиморфизм опухолевых клеток, гиперхромия ядер, фокусы некрозов отдельных клеток. Окраска гем. и эоз. x400

 

Чуть реже встречалась инвазия опухолевых клеток в сосуды и капсулу, их диффузный рост и крупные гнезда (46,2%) (рис. 3-5).

Рис. 3. Опухолевые эмболы в сосудах. Окраска гем. и эоз. х 400

        

Рис. 4. Крупные поля опухолевых клеток в капсуле. Окраска гем. и эоз. х100

Веретенообразные клетки были найдены лишь в одном случае (7,7%), характеризовавшемся также выраженным клеточным полиморфизмом, инвазией в сосуды и капсулу, а также обширными очагами некрозов, высокой клеточностью (рис. 6). Центральные и обширные очаги некрозов, прорастание опухоли в жировую ткань, клеточный мономорфизм, фигуры митоза более трех в 10 полях зрения диагностировали в трех препаратах (23%) из 13-ти (рис. 7), а атипичные фигуры митоза, ядерная гиперхромия и высокая клеточность ― в четырех (30,76%) из них (рис. 8).

Рис. 5. Крупные гнезда мономорфных опухолевых клеток. Окраска гем. и эоз. х400

   

Рис. 6. Выраженный клеточный полиморфизм, наличие веретенообразных и многоядерных клеток. Окраска гем. и эоз. х400

Рис. 7. Обширные очаги некрозов опухолевых клеток. Окраска гем. и эоз. х400

         

Рис. 8. Атипичные фигуры митоза (рассеивание хромосом, асимметричные митозы). Окраска гем. и эоз. х400          

В остальных препаратах (31), где количество баллов по шкале PASS колебалось от 0 до трех баллов, обнаружены только четыре признака злокачественности. В 30,8% диагностировали центральные и обширные очаги некрозов опухолевых клеток, в 23,1% ― инвазию капсулы надпочечника, клеточный полиморфизм и гиперхромию ядер.    

Большинство пациентов (39) после хирургического лечения по поводу ОХТ и выписки из стационара находились под наблюдением в поликлинике ПККБ от одного года до 19 лет. При диспансерных осмотрах диагностировано три рецидива ОХТ (7,69%) на стороне удаленной опухоли в течение первых двух лет после оперативного вмешательства. Клинически значимого повышения артериального давления, болевого синдрома и других специфических симптомов у этих пациентов не было. Диагноз рецидива был установлен на основании исследования гормонального фона и результатов компьютерной томографии. Во всех случаях, как при первичной операции, так и при повторной, удаленные опухоли обладали  низким потенциалом злокачественности ― не менее 4 баллов. Срок с момента первой операции в двух случаях составил два года, в одном ― 10 месяцев. Рецидивы возникли у двух пациентов после «открытых» операций и у одного ― после лапароскопической адреналэктомии. Развитие рецидива феохромоцитомы не зависело от размера первичной опухоли (р=0,75, R=0,05), от возраста пациента (р=0,06, R=0,33), от степени потенциала злокачественности опухоли (р=0,17, R=0,24), от клинической формы заболевания (р=0,82, R=0,03). Причиной повторного появления опухоли, по-видимому, послужило неполное удаление ткани надпочечника при первичной операции.

После адреналэктомии в различные сроки умерло пять пациентов. Смерть троих (7,69%) из них наступила вследствие генерализации опухоли через 6-24 месяца после адреналэктомии. У двух (5,12%) из трех пациентов индекс по шкале PASS составил 7 и 10 баллов у третьего (2,56%) ― всего два балла, которые соответствовали прорастанию в капсулу и инвазии в сосуды. В двух случаях выживаемость составила 2 года. У пациента, умершего через 24 месяца после перенесенной адреналэктомии от генерализованного метастатического поражения, потенциал злокачественности опухоли оценивался лишь в 2 балла. В одном случае смерть наступила через 6 месяцев после операции. В ходе вмешательства у этого пациента опухоль надпочечника диаметром 9 см удалена единым блоком с почкой, выполнена лимфодиссекция в забрюшинном пространстве и парааортально, удален метастаз из клетчатки малого таза.  

Два пациента на момент проведения исследования через 7 и 13 лет после хирургического вмешательства умерли от причин, не связанных с перенесенным вмешательством (острый инфаркт миокарда, внебольничная пневмония). Данных о состоянии 4 пациентов  получить не удалось.

Пятилетняя выживаемость в среднем составила 87,1%. После адреналэктомии по поводу доброкачественной феохромоцитомы с индексом по шкале PASS от 0 до 3 ― 96,2%, поводу опухоли с индексом по шкале PASS от 4 до 10 ― 80%. Статистически достоверной разницы пятилетней выживаемости в группах с низким и высоким потенциалом злокачественности опухолей не выявлено (р=0,11, R=0,26). Чувствительность шкалы PASS при количестве баллов от 0 до трех составила 96,8%, от четырех до 10 ― 15,4%.

Обсуждение

По результатам нашего исследования, морфологическая оценка по шкале PASS имеет высокую чувствительность (96,8%) при сумме баллов от 0 до трех. При более высоких баллах чувствительность снижается в шесть раз и достигает лишь 15,4%. В половине этих препаратах обнаружен выраженный полиморфизм опухолевых клеток, инвазия опухолевых клеток в  сосуды и капсулу, их диффузный рост и крупные гнезда. Kim K.Y. и соавт. считают инвазию в капсулу, сосуды и обширные некрозы клеток предикторами метастазирования опухоли в отдаленном периоде или локального рецидива [9].

Thompson L.D.R. в своем оригинальном исследовании установил стопроцентную чувствительность шкалы при сумме баллов менее четырех и определил более высокие показатели как потенциально злокачественные [4].

С 2002 года проведено множество исследований с использованием шкалы PASS, в которых обнаружены значительные расхождения по балльной оценке [1-3, 5-8, 10, 12]. Высокие баллы (более четырех) не позволяют достоверно прогнозировать  метастазирование в отдаленном послеоперационном периоде [3]. Более точные данные о злокачественном потенциале ОХТ можно получить при имуногистохимическом исследовании препаратов, изучая экспрессию хромогранина А, синаптофизина, протеина S-100, Ki-67, тенасцина, виментина, циклооксинегазы-2, металлопротеиназы-9 и некоторых других  параметров [1, 2, 10]. На основании обследования и лечения 117 пациентов со злокачественными опухолями надпочечников Н.А. Майстренко и соавт. (2011 г.) дополнили критерии злокачественности ОХТ и предложили отнести к ним опухоли с суммой баллов по шкале PASS 8 и выше, индекс Ki-67 более 4-6%, экспрессию тенасцина [2]. В других исследованиях показано наличие прямой зависимости потенциала злокачественности феохромоцитом от ее размеров, а наличие некрозов в опухоли, повышение индекса Ki-67 более 4% и отсутствие протеина S-100 указывает на высокий риск метастазирования или рецидива заболевания [12].

По результатам нашего исследования пятилетняя выживаемость после адреналэктомии по поводу феохромоцитом составила 87,1%, что соответствует данным литературы [11], причем достоверной разницы в продолжительности после удаления ОХТ с суммой баллов менее 3 и более четырех не обнаружено. Вероятно, это объясняется медленным прогрессированием опухолей с высоким потенциалом злокачественности, а пациенты после адреналэктомии требуют пожизненного диспансерного наблюдения.

  •  

Чувствительность шкалы PASS для прогнозирования метастазирования феохромоцитом в отдаленном послеоперационном периоде при количестве баллов от 0 до трех составляет 96,8%, от четырех до 10 ― 15,4%. Целесообразно использовать определение митотического индекса и индекса пролиферации опухолевых клеток наряду с другими иммуногистохимическими критериями для более объективного определения потенциала злокачественности опухоли.

Котельникова Л.П.

https://orcid.org/0000-0002-8602-1405

Федачук А.Н.

https://orcid.org/000-0001-5756-8981

  •  
  1. Калинин А.П., Полякова Г.А. Морфологические и иммуногистохимические маркеры злокачественности феохромоцитомы надпочечников // Хирург. ― 2011. ― №1. ― С. 62-66.
  2. Майстренко Н.А, Ромащенко П.Н., Бабич А.И. Современные подходы к диагностике и лечению злокачественных новообразований надпочечников // Медицинский академический журнал. ― 2011. ― Т. 11, №2. ― С. 117-126.
  3. Stenman A., Zedenius J., Juhlin C.C. The value of histological algorithms to predict the maliganacy potential of pheochromocytomas and abdominal paragangliomas ― a meta-analysis and systematic review of the literature // Cancers. ― 2019. ― 11 (2). ― 225. ― doi:10.3390/cancers11020225.
  4. Thompson L. Pheochromocytoma of the Adrenal gland Scaled Score (PASS) to separate benign from malignant neoplasms: a clinicopathologic and immunophenotypic study of 100 cases // Am. J. Surg. Pathol. ― 2002. ― 26 (5). ― P. 551-566. doi:10/1097/00000478-200205000-00002.  
  5. Kimura N., Takayanagi R., Takizawa N., et al. Pathological grading for predicting metastasis in pheochromocytomas and paraganglioma // Endocr. Relat. Cancer. ― 2014. ― 21. ― P. 405-414. doi:10.1530/ERC-13-0494.
  6. Ромащенко П.Н. Современные подходы к диагностике и хирургическому лечению хромаффинных опухолей: автореф. дис. … док. мед. наук. ― Санкт-Петербург. ― 2007. ― 42 с.
  7. Полякова Г.А., Ромащенко П.Н., Гуревич Л.Е. Современные морфологические технологии в прогнозировании исхода заболевания после хирургического лечения больных злокачественными хромаффиномами // Стационарозамещающие технологии. Амбулаторная хирургия. ― 2007. ― Т. 26, №2. ― С. 4-10.
  8. de Wailly P., Oragano L., Radé F., et al. Malignant pheochromocytoma: new malignancy criteria // Langenbecks Arch. Surg. ― 2012. ― 397 (2). ― P. 239-246. doi: 10.1007/s00423-011-0850-3.          
  9. Kim K.Y., Kim J.H., Hong A.R., et al. Disentangling of malignancy from benign pheochromocytomas/paragangliomas // PLoS One. ― 2016. ― 11 (12). ― e0168413. ― doi:10/1371/journal.pone.0168413.
  10. Петров С.В. Руководство по иммуногистохимической диагностике опухолей человека. ― Казань, 2012. ― 624 с.
  11.  Бельцевич Д.Г. Особенности обследования и ведения больных с феохромоцитомой // Доктор.ру. ― 2009. ― №6-2 (50). ― C. 30-34.
  12. Tischer A., Lloyd R.V., DeLellis R.A., et al. Observer variation in the application of the pheochromocytoma of the adrenal gland scaled score // Am. J. Surg. Parhol. ― 2009. ― 33 (4). ― P. 599-608. Doi:10.1097/PAS.0b013e318190dl2e.