АНТИГЕНЫ ЭРИТРОЦИТОВ И РАК ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

УДК 612.34:616-006.03

М.А. Хасанова, Е.Э. Хафизова

ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», Приволжский филиал учреждения Российской академии медицинских наук Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина РАМН, г. Казань

Хасанова Марина Альбертовна — врач-лаборант клинико-диагностической лаборатории высшей квалификационной категории ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», Приволжский филиал учреждения Российской академии медицинских наук Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина РАМН

420029, г. Казань, Сибирский тракт, д. 29

Реферат

Цель работы. Анализ частоты встречаемости групп крови и фенотипов у пациентов с раком поджелудочной железы (РПЖ), получавших лечение в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» (РКОД), а также проведение сравнительной оценки полученных результатов с данными популяции доноров Республики Татарстан (РТ) для установления возможной связи этих параметров с заболеванием.

Материал и методы. Материалом для исследования служили образцы крови пациентов, поступивших на лечение в РКОД с заболеваниями поджелудочной железы в период 2015-2017 годов. В работе были использованы результаты определений групп крови по системе АВО, резус-фактору, фенотипирования по антигенам эритроцитов С, с, Е, е, Кell и Cw, полученные в клинико-диагностической лаборатории РКОД. Выборку и обработку полученных результатов проводили с помощью информационных систем «АЛИСа» и «МИС БАРС».

Результаты. За указанный период 2015-2017 годов в РКОД находилось на лечении 570 пациентов с диагнозом РПЖ. 69% всех случаев приходится на пациентов в возрасте от 50 до 70 лет. У пациентов с РПЖ антиген А2 встречался в группе крови A на 8,4% реже, чем у здоровых, а в группе крови AB, наоборот, на 4,2% чаще у больных. Антигены С и Е выявлялись у пациентов с раком поджелудочной железы чаще на 3,8 и 9,3% соответственно. Антиген Kell у таких пациентов встречался в два раза реже (4,1%), чем среди здоровых (8,25%). У пациентов с РПЖ чаще встречались фенотипы с тремя доминантными признаками и реже — с преобладанием рецессивных антигенных признаков. Полученные результаты могут быть использованы для выявления лиц, предрасположенных к заболеванию, и определения показаний к скринингу.

Ключевые слова: рак поджелудочной железы, группа крови, фенотипирование антигенов эритроцитов.

Введение

Рак поджелудочной железы (РПЖ) — это злокачественная опухоль, исходящая из эпителия поджелудочной железы. По данным литературы, у 10% таких больных развитие заболевания связано с наличием наследственных факторов. В 90% случаев оно имеет спорадический характер [1]. Заболеваемость РПЖ ежегодно повышается преимущественно за счет пациентов старше 65 лет. В настоящее время отсутствуют специфические программы обследования населения, которые можно рекомендовать для раннего выявления проблемы. Из этого следует, что это грозное заболевание с определенными сложностями в диагностике. Зачастую рак поджелудочной железы никак не проявляется в течение длительного времени, а диагноз ставится, когда опухоль поражает большую часть железы или распространяется на прилежащие органы [2].

По данным документа «Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году», показатели диагностики злокачественных новообразований поджелудочной железы, выявленных в 2017 году по Российской Федерации, следующие:

  • зарегистрировано злокачественных новообразований (без учета посмертно выставленных диагнозов) — 16 188 случаев;
  • диагноз подтвержден морфологически в 64,1%;
  • частота встречаемости стадий заболевания от общего числа случаев:

I стадия — 3,4%;

II стадия — 14,3%;

III стадия — 20,3%;

IV стадия — 58,3%;

не установлена стадия — в 3,7% случаев;

  • летальность на первом году жизни с момента установления диагноза — 68,2%.

 По Республике Татарстан в 2017 году:

  • зарегистрировано злокачественных новообразований поджелудочной железы (без учета посмертно выставленных диагнозов) — 432 случая;
  • диагноз подтвержден морфологически в 44,7%;
  • частота встречаемости стадий заболевания от общего числа случаев:

 I стадия — 3,5%;

 II стадия — 14,8%;

 III стадия — 7,9%;

 IV стадия — 73,6%;

 не установлена стадия — в 0,2% случаев.

  • летальность на первом году с момента установления диагноза — 80,9% [3].

В свете прогнозирования развития заболевания, раннего скрининга, своевременного лечения и профилактики, исследования возможной связи антигенов групп крови системы АВО с развитием той или иной патологии не теряет своей актуальности.

При подготовке пациента к оперативному вмешательству, в случае массивной интраоперационной кровопотери или в послеоперационном ведении пациентов, врачам часто приходится оказывать трансфузиологическую помощь. Гемотрансфузионная терапия требует соответствующих иммуногематологических исследований — определения групп крови по системе АВО, наличия подгруппы, резус-фактора, антиэритроцитарных антител и фенотипирования пациентов по антигенам эритроцитов — С, с, Е, е, Кell и Cw.

Материал и методы

Материалом для исследования послужили образцы крови пациентов, поступивших на лечение в РКОД с заболеванием поджелудочной железы в период с 2015 по 2017 год. В работе были использованы результаты определений групп крови по системе АВО, резус-фактору, фенотипирования по антигенам эритроцитов (антигены С, с, Е, е, К и Cw), полученные в клинико-диагностической лаборатории РКОД. Исследования выполнялись гелевым методом на иммуногематологическом анализаторе WADiana COMPACT производства GRIFOLS с использованием восьми – панельных диагностических карт ABO (2D) производства GRIFOLS. Выявление антигена А2 проводили методом агглютинации на плоскости с использованием моноклонального цоликлона А1-лектин производства ANTITOXIN. Слабый антиген Du определяли по результатам анализатора +/+++ с подтверждающим определением на плоскости моноклональным цоликлоном супер – D производства ООО «Гематолог».

Выборку и обработку полученных результатов проводили с помощью информационных систем «АЛИСа» и «МИС БАРС».

Результаты и обсуждение

За указанный период 2015-2017 годов на лечении в РКОД находилось 570 пациентов с диагнозом РПЖ. Данные по встречаемости этого заболевания среди пациентов РКОД разного возраста приведены в табл. 1 в процентах.

Таблица 1. Распределение заболеваемости РПЖ у пациентов РКОД по возрасту

Возраст, (лет)

Количество пациентов в абс. числах (чел.)

Количество пациентов (%)

0-30

6

1%

30-40

15

2,60%

40-50

53

9,30%

50-60

158

27,70%

60-70

235

41,30%

70-80

84

14,80%

80-100

19

3,30%

Как видно из таблицы, 41,3% заболевших составляют люди в возрасте от 60 до 70 лет, 27,7% пациентов — 50-60 лет. В сумме это равно 69% всех случаев РПЖ. В остальных возрастных категориях заболевание встречается реже.

Из 570 пациентов РКОД с установленным диагнозом РПЖ у 403 было проведено первичное и подтверждающее определение групп крови по системе АВО и резус-фактора (антиген D). Результаты представлены в табл. 2. Отдельным столбцом выведены данные по донорам Республики Татарстан (РТ) [4] и данные в русской популяции согласно ранее опубликованным данным [5]. Так как РКОД оказывает специализированную медицинскую помощь преимущественно жителям РТ, мы посчитали целесообразным провести основное сравнение данных РКОД с аналогичными в региональной популяции доноров РТ.

Таблица 2. Частота распределения групп крови по системе АВО среди пациентов с РПЖ, доноров РТ и в русской популяции по данным Донского С.И. с соавторами

Группы крови АВО и резус-фактор (Rh D)

Абсолютное количество (чел.) и %

Данные по РТ в %

Данные по Донскому С.И. и др.

O

132 чел. — 32,7%

33,70%

33,50%

A

118 чел. — 29,3%

31,10%

37,80%

B

118 чел. — 29,3%

23,70%

20,60%

AB

35 чел. — 8,7%

11,50%

8,10%

Частота распределения резус-фактора (Rh D) среди пациентов с РПЖ и доноров РТ

Rh D (+)

363 — 90,1%

87,40%

85,90%

Rh D (-)

40 — 9,9%

12,60%

14,10%

В представленных материалах обращает на себя внимание увеличение встречаемости группы крови B среди пациентов с РПЖ на 5,6% по сравнению с частотой встречаемости данной группы крови по РТ. Среди пациентов, группа крови AB встречается на 2,8% реже, чем в популяции доноров РТ. По другим группам крови разница составила менее 2%.

Полученные результаты сопоставимы с данными американских ученых из Онкологического института Дана-Фарбера (Бостон). Проведенные под руководством Briаn М. Wolpin исследования по изучению связи известных факторов риска развития РПЖ и аллелей групп крови по системе АВО выявили повышенный риск заболеваемости при увеличении числа аллелей, отличных от группы крови О. То есть испытуемые с генотипом АО или АА имели шанс заболеть РПЖ в 1,33 и 1,61 раза больше, соответственно, чем в случае ОО генотипа, а носители генотипов ВО или ВВ — соответственно в 1,45 и 2,42 раза. Отмечалось достоверное повышение риска РПЖ у лиц с антигенами А и В по сравнению с носителями группы О [6].

Среди пациентов с РПЖ встречаемость положительного резус-фактора (Rh D (+) и отрицательного резус-фактора (Rh D (-) — 90,1 и 9,9% соответственно, тогда как среди доноров РТ она равна 87,4 и 12,6%. Один пациент со слабоположительным антигеном D (Rh Du) — 0,2% вошел в число пациентов с положительным резус-фактором (Rh D (+). Таким образом, среди пациентов с РПЖ на 2,7% реже встречаются носители отрицательного резус-фактора (Rh D (-). Процент слабоположительного резус-фактора (Rh Du) сравним с частотой встречаемости в РТ — 0,56% [4], что согласуется с ранее опубликованными данными — от 0,1 до 1% [7].

Из 118 случаев группы крови A, подгруппа А2 была обнаружена у пяти пациентов, что составило 4,2%. Среди 35 пациентов с группой крови AB — подгруппа А2В встретилась в восьми случаях — 22,8%. Среди популяции доноров РТ антиген А2 в группе крови A встречается в 12,6%, и в 18,6% в группе крови AB [4]. Таким образом, у пациентов с РПЖ антиген А2 в группе крови A встречается на 8,4% реже, чем в здоровой популяции доноров и на 4,2% чаще у пациентов с группой крови AB, чем среди доноров с той же группой крови.

Из 403 пациентов с установленной группой крови у 244 было проведено фенотипирование по антигенам эритроцитов — С, с, Е, е, Cw и Kell. В табл. 3 представлены результаты частоты встречаемости данных антигенов.

Таблица 3. Частота распределения эритроцитарных антигенов среди пациентов с РПЖ, доноров РТ и в русской популяции

Антигены

Абсолютное количество (чел.) и в %

Данные по Донскому и др. в %

Данные по РТ

С

180 чел. — 73,8%

70%

с

190 чел. — 77,9%

80%

Е

96 чел. — 39,3%

30%

е

239 чел. — 97,5%

98%

Kell

10 чел. — 4,1%

8,25%

Cw

15 чел. — 6,1%

6%

Данные по РТ, к сожалению, отсутствуют, поэтому было проведено сравнение полученных результатов с частотой встречаемости отдельных антигенов, приведенных Донским С.И. с соавт. [8]. Из таблицы следует, что у пациентов с РПЖ антигены Е (39,3%) и С (73,8%) встречаются чаще, чем в русской популяции — 30% и 70%, на 9,3% и 3,8% соответственно. Антиген Кell у пациентов с РПЖ встречается в 2 раза реже — 4,1%, чем в целом у населения — 8,25%. Существенной разницы в присутствии на эритроцитах других антигенов не выявлено. Таким образом, среди пациентов РКОД с диагнозом РПЖ значительно меньше Кell отрицательных вариантов и чаще встречаются антигены С, E.

В табл. 4 представлены данные по встречаемости фенотипов эритроцитов крови у пациентов РКОД с диагнозом РПЖ, а также распространение этих фенотипов в популяции доноров РТ и русской популяции [9]. За исследуемый период среди пациентов РКОД было выявлено 12 видов фенотипов, три из которых имели в своем составе антиген Cw. Отрицательный резус-фактор (Rh D (-) встречался и в сочетании с антигенами С или Е, что подтверждает ранее опубликованную информацию [8, 10].

Таблица 4. Частота встречаемости фенотипов среди пациентов с РПЖ, доноров РТ и в русской популяции

Фенотип

Абсолютное количество (чел.) и %

Данные по РТ в %

Данные по Донскому и др.

СсDee

62 чел. — 25,5%

30,87%

31,93%

Ccdee

2 чел. — 0,8%

1,50%

1,54%

CcDEe

54 чел. — 22,1%

13,30%

13,69%

CCDee

47 чел. — 19,3%

8,30%

16,81%

ccDEe

35 чел. — 14,4%

11,80%

11,82%

ccdEe

1 чел. — 0,4%

0,14%

0,10%

ccDee

3 чел. — 1,2%

1,80%

2,21%

ccdee

20 чел. — 8,1%

12,71%

ccDEE

5 чел. — 2,0%

2,49%

CwcDee

7 чел. — 2,9%

0,75%

2,38%

CCwDee

7 чел. — 2,9%

1,20%

2,60%

CwcDEe

1 чел. — 0,4%

0,40%

1,23%

 

К сожалению, сведения по встречаемости некоторых фенотипов среди доноров РТ отсутствуют, поэтому для проведения сравнения нам пришлось воспользоваться и данными русской популяции [9]. У пациентов РКОД с диагнозом РПЖ было установлено 12 типов эритроцитарных фенотипов. Анализируя полученные результаты, представленные в табл. 4, было замечено, что лишь четыре фенотипа: CcDee (25,5%), Ccdee (0,8%), ccDee (1,2%), ccdee (8,1%) — встречаются реже, чем в популяции доноров РТ (30,87%; 1,5%; 1,8%; данные отсутствуют) и русской популяции (31,93%; 1,54%; 2,21%; 12,71%) соответственно. Два вида фенотипа — CwcDEe (0,4%), ccDEE (2%) представлены теми же процентами, что и в РТ (0,4%; данные отсутствуют) и русской популяции (1,23%; 2,49%) соответственно. Пять видов эритроцитарных фенотипов: CcDEe (22,1%), CCDee (19,3%), ccDEe (14,4%), CwcDee (2,9%), CСwDee (2,9%) — встречаются чаще, чем у доноров РТ (13,3%; 8,3%; 11,8%; 0,75%; 1,2%) и в русской популяции (13,69%; 16,81%; 11,82%; 2,38%; 2,6%) соответственно [4, 10]. Данные по редко встречающемуся фенотипу ccdEe, к сожалению, считать достоверными нельзя.

 Таким образом, из пяти часто встречающихся при РПЖ фенотипов четыре имеют в своем составе три и более доминантных антигенных признаков. Фенотипы же, имеющие меньшее число доминант (от 0 до 2), встречаются реже. В результате прослеживается зависимость заболевания от числа доминантно проявляемых признаков антигенов на мембране эритроцитов.

Выводы

  • 69% случаев заболевания РПЖ приходится на возрастную категорию от 50 до 70 лет. В остальных возрастных категориях РПЖ встречается реже. Полученные нами данные коррелируют с общемировыми данными по развитию РПЖ.
  • У пациентов с РПЖ антиген А2 встречается в группе крови A на 8,4% реже, чем у здоровых, а в группе крови AB, наоборот, на 4,2% чаще встречается у больных, проходивших лечение в РКОД.
  • Среди больных с РПЖ отрицательный резус-фактор (Rh D (-) встречается реже (9,9%), чем среди здоровых (12,6%).
  • Антигены С и Е чаще выявляются у пациентов с РПЖ на 3,8 и 9,3% соответственно, чем в русской популяции.
  • Антиген Kell у пациентов с РПЖ встречается в два раза реже — 4,1%, чем среди здоровых — 8,25%.
  • У пациентов с РПЖ чаще встречаются фенотипы с тремя доминантными признаками и реже фенотипы с преобладанием рецессивных антигенных признаков.

Несмотря на известные факторы риска, приводящие к развитию агрессивного заболевания РПЖ, нами были получены данные о связи рассматриваемой патологии с антигенным составом группы крови. Данная информация может быть использована для определения показаний к скринингу с целью выявления лиц, предрасположенных к заболеванию.

Литература

1. Клинические рекомендации «Рак поджелудочной железы». — Ассоциация онкологов России. Российское общество клинической онкологии. — 2018. — 6 с.

2. Европейское общество медицинской онкологии: «Рак поджелудочной железы: руководство для пациентов». — Серия руководств для пациентов ESMO/ACF. Основано на Руководствах по клинической практике ESMO. — 2013. — 4 с.

3. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году. — Москва, 2018. — С. 31, 89.

4. Белопухов В.М., Тураев Р.Г., Бельская Е.Е., Гадыльшина Р.С., Гиматдинова Н.С. Распределение групп крови среди доноров Республики Татарстан // Казанский медицинский журнал. — 2015. — Т. 96, №3. — С. 437-440.

5. Донсков С.И., Каландров Р.С, Дубинкин И.В. Распределение трансфузионно опасных антигенов эритроцитов на территории РФ и сопредельных стран // Вестник службы крови России. — 2010. — №4. — С. 33-37.

6. Journal of the National Cancer Institute: «Pancreatic cancer risk and ABO blood group alleles: results from the pancreatic cancer cohort consortium» / Cancer res; 70 (3); 1015-23. 2010 AACR

7. Тихонова Н.Ю., Яковлева Л.М., Царева А.В., Каландаров Р.С. Изучение распространенности трансфузионно опасных антигенов эритроцитов среди доноров Чувашской Республики // Вестник службы крови России. — 2011. — №3. — С. 15-17.

8. Донсков С.И., Уртаев Б.М., Дубинкин И.В. Новая тактика гемотрансфузионной терапии — от совместимости к идентичности. Руководство для специалистов производственной и клинической трансфузиологии. — Москва, 2014. — С. 100-102, 121.

9. Донсков С.И., Уртаев Б.М., Дубинкин И.В. Новая тактика гемотрансфузионной терапии — от совместимости к идентичности. Руководство для специалистов производственной и клинической трансфузиологии. — Москва, 2014. — С. 98-101.

10. Герасимова Н.Д. Частота распределения эритроцитарных аллоантигенов и антител у онкологических дольных: автореф. дис. … канд. мед. наук. — Москва, 2003.