КУДА ПОЙДЕМ И КУДА ПРИДЕМ?

З.А. Афанасьева

Казанская государственная медицинская академия ― филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, доктор медицинских наук, профессор кафедры онкологии, радиологии и паллиативной медицины

 

Проблемы, поднятые Шамилем Ханафиевичем, очень важны для современной российской онкологии, как науки, так и практики. Онкологии нет без научных исследований, ее нет без достойной развивающейся практики и без организации онкологической службы. Во главе всех трех векторов стоит подготовленный специалист ― врач-онколог, получивший вначале базовую подготовку по перечисленным направлениям, и далее развивающийся или как ученый, или как практик, или как организатор службы.

Базовую подготовку онколога по трем обозначенным векторам обеспечат медицинские университеты в процессе подготовки студентов и последующая базовая ординатура по онкологии. А далее уже узкая подготовка в аспирантуре как ученого, или в ординатуре по организации здравоохранения как организатора онкологической службы, или подготовка на специализированных курсах и в ординатуре по узким специальностям (думаю, в будущем будут эти специальности) ― химиотерапии, иммунной терапии, радиотерапии и т.д. Вначале должна быть базовая подготовка по онкологии, которая сформирует специалиста с широким кругозором знания проблем этой специальности и этой отрасли здравоохранения. Организатор ― менеджер, который навязывается нашему здравоохранению, считаю ― не есть хорошо. Да, руководитель должен знать основы менеджемента, но он должен быть в первую очередь врачом той специальности, службу которой он будет возглавлять, чтобы не было «цветных революций» в онкологических учреждениях  с приходом новых руководителей. Служба должна развиваться планомерно с учетом конкретных потребностей и возможностей региона под руководством профессионалов от онкологии.

По поводу научных исследовательских центров… Считаю, что можно здесь пойти по двум направлениям. Использовать уже то, что есть. Исторически научные исследования по онкологии, в том числе фундаментальные, проводились в РОНЦ им. Н.Н. Блохина и институте им. Н.Н. Петрова. Оставить эти институты головными в научных исследованиях по онкологии (поскольку они владеют огромным клиническим материалом) с соответствующей организацией научно-исследовательской структуры с научными кадрами и соответствующим финансированием. Головные институты будут предоставлять регулярный отчет по использованию финансовых средств и по намеченным и выполненным научными исследованиями перед онкологической общественностью. Возможно, в будущем вектор научных исследований сместится в сторону одного из них или появится другое учреждение, которое выйдет на первые рубежи современной онкологии в России и в мире.

В регионах необходимо использовать научные базы университетов, в которых можно создать институты фундаментальной онкологии в симбиозе с региональными или областными онкологическими диспансерами с соответствующим финансированием, и данный симбиоз необходимо будет закрепить законными актами. Такой подход, т.е. отказ от одного онкологического научного центра, позволит научным онкологическим учреждениям быть конкурентно способными, и это даст стимул для дальнейшего развития и выхода на мировую арену как равного или даже лучшего онкологического научного учреждения. Встанет трудно решаемый вопрос: а кто способен возглавить эти научные учреждения, «без телефонного права», и «без семейственности», и без «угодности сильным мира сего»… Должны возглавлять ученые ради науки Великой державы.

Работая с ординаторами нашей кафедры, вижу, что сейчас много молодых целеустремленных врачей, которые с радостью постигают онкологию, т.е. будущее у отечественной онкологии есть, только нам, старшему поколению, имеющему опыт, и нынешним энтузиастам нашей специальности надо обозначить это будущее.